Положение о Портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся 1-4 классов.

Положение о Портфолио

индивидуальных образовательных достижений обучающихся 1-4 классов.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся школы, (далее Положение), разработано в целях создания условий для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  концепции профильного обучения в образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся начальной школы (далее - Портфолио).

  • Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 1 по 4 классы.

  • Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

1.2.  Цели Портфолио:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения:

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

  • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации образования обучающихся;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

  • обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;

  • формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

1.3. Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

1.4. Директор школы назначает своим приказом классного руководителя за учет документов в «Портфолио» и исчисление итоговой оценки учебных достижений обучащихся.

1.5. Ученики, набравшие наибольшее количество баллов по «Портфолио», по представлению школы поощряются по итогам года на заключительной общешкольной линейке .

2. Структура Портфолио

2.1.Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:

2.1.1 Раздел «Мой портрет» включает в себя:

  • личные данные обучающегося:

  • автобиография (резюме) обучающегося;

  • результаты психологической диагностики обучающегося;

  • информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;

  • результаты проведенного обучающимся самоанализа:

  • описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;

  • результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося;

  • другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.

2.1.2.Раздел«Портфолио документов»-портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижении. Этот раздел включает в себя:

  • предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;

  • мероприятия и конкурсы - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;

  • образовательные тестирования и курсы по предметам;

  • документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

2.1.3.Раздел «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Этот раздел включает в себя:

  • исследовательские работы и рефераты ;

  • проектные работы - указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте:

  • техническое творчество: модели, макеты, приборы - указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

  • работы по искусству - дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

  • другие формы творческой активности;

  • различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность:

  • занятия в кружковых объединениях дополнительного образования;

  • спортивные достижения;

  • иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.

2.1.4.Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч. Этот раздел включает в себя:

  • заключение о качестве выполненной работы ;

  • статьи, опубликованные в средствах массовой информации , в школьной газете и на школьном сайте;

  • отзыв о работе в  творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

  • резюме,  подготовленное  обучающимся,  с  оценкой  собственных  учебных достижений;

  • эссе обучающегося,  посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

  • иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.

2.2.  Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио (не меняется).

2.3.     Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио.

2.4. Структура Портфолио по оценке развития универсальных учебных действий обучающихся 1 класса :

Страницы раздела «Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

  • Место для фото (или автопортрета)

  • Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

  • Нарисуй портрет своей семьи .

  • Родословное дерево .

  • Чем я люблю заниматься.

  • Я ученик .

Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

  • Я могу делать .

  • Я хочу научиться в этом году…

  • Я научусь в этом году.

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

   

Литературное чтение

   

Математика

   

Окружающий мир

   
     
  • Я читаю.

  • Мой класс, мои друзья, мой первый учитель.

  • Мой распорядок дня .

 

Время

Дела

Рисунок

Утро

     

День

     

Вечер

     

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

   

Какая игрушка у меня самая любимая?

   

Сколько у меня друзей и как их зовут?

   

Какой у меня самый любимый цвет?

   

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

   

Страницы раздела «Коллектор»

  • Правила поведения в школе.

  • Законы жизни класса.

  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

  • План – памятка « Решения задачи»

  • Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

  • Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

  • Памятка « Правила общения»

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа.

  • Задание, которое мне больше всего понравилось.

  • Я прочитал ……. книг.

  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий учебный год.

  • Чему я еще хочу научиться?

  • Какие книги прочитать?

  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях.

  • Мои проекты.

  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками).

3. Оформление Портфолио

3.1 Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.

3.2.При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.

3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

  • систематичность и регулярность ведения портфолио;

  • достоверность сведений, представленных в портфолио;

  • аккуратность и эстетичность оформления;

  • разборчивость при ведении записей;

  • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

  • наглядность.

3.4.  Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

3.5.  В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

3.6.  Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится классным руководителем ,обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.

4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса в приведении Портфолио обучающегося

4.1.  В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместителя руководителя ОУ.

4.2.  При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

1)  обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

2)директор школы разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио;

3) заместители директора школы по учебно-воспитательной работе реализуют  технологии портфолио, как метод оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в школе;

4) классные руководители оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводят информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляют посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляют контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивают обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляют итоговые документы, табель успеваемости; организуют воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;

5) учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;  помогают обучающимся в накоплении материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предметам, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;

6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

5. Ранжирование результатов, помещённых в Портфолио

5.1.  Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:

федеральный уровень: победитель - 10 баллов; призер - 8 баллов; участник - 3 балла;

региональный уровень: победитель - 6 баллов; призер - 5 баллов; участник - 2 балла;

муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла: участник - 1балл;

школьный уровень: победитель, призер - 2 балла. 

5.2.  Порядок ранжирования материалов, помещаемых в разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов», устанавливается школой самостоятельно. Приложение №1.

Приложение №1.

Порядок ранжирования материалов, помещенных в разделе №2

1.Раздел «Портфолио работ»:

- исследовательские работы и рефераты – 7 баллов;

- проектные работы – 7 баллов;

- техническое творчество: модели, макеты, приборы – 5 баллов;

- работы по искусству – 5 баллов;

- участие в школьном хоре – 4 балла;

- занятия в кружковых объединениях дополнительного образования – 2 балла;

- участие в научных конференциях – 3 балла ;

- спортивные достижения: 1 место – 4 балла;

2 место – 3 балла;

3 место – 2 балла;

2. Раздел «Портфолио отзывов»:

- заключение о качестве выполненной работы  – 2 балла;

- статьи, опубликованные в средствах массовой информации, в школьной газете и на школьном сайте – 2 балла;

- отзыв о работе в  творческом коллективе учреждения дополнительного образования - 2 балла;

- резюме, подготовленное  обучающимся с  оценкой  собственных  учебных достижений – 2 балла;

- эссе обучающегося ,посвященное выбору направления дальнейшего обучения – 2 балла.