Урок из цикла "Основы православной культуры"

 «Иконы»
Урок в 1 классе из цикла «Основы православной культуры»
 учитель Епифанова Татьяна Анатольевна
 
Цель урока: 
Дать общее представление об иконе, как о священном изображении её назначении и ценности для православных верующих и для отечественной культуры.
 
Задачи:
1.     Познакомить с иконой; с особенностями православных икон.
2.     Формировать представления детей о ценностях иконы, как святыни для православных людей и исторической ценности для культуры России.
3.     Формировать интерес к иконе, мотивацию к изучению православной культуры.
4.     Воспитывать любовь к родине.
5.     Формировать интерес к отечественной истории и культуре.
I Организационный момент.
II Проверка д./з.
Выставка творческих работ (эскизы оформление оклада Евангелия, закладки)
III Сообщение тему урока.
Сегодня на уроке мы поговорим об иконах . мы узнаем, кто создает иконы, какие бывают иконы. О назначении и ценности иконы для проваславных людей.
IV Объяснение нового материала.
Икона (греч. буквально – образ, изображение.) – святыня для верующих православных людей. На иконах изображаются духовные сущности.
Икона должна вступать в диалог, в контакт со зрителем. Через икону устанавливается взаимосвязь между молящимся и тем, кто на ней изображен.
На икону не смотрят, на нее «переживают», на нее молятся. И этим все сказано.
Молитва же есть восхождение всего нашего существа к Богу, а лествицей (лестницей) этого восхождения служит икона.
Людей, которые писали иконы в древности называли изографами, а самых искусных – живописцами.
Иконописцем мог стать не каждый, а только тот, кто имел незаурядный талант и проходил долгий путь от подмастерья к мастеру.
Каждый иконописец готовил себя к работе: читал Библию, жизнеописания святых, молился, соблюдал пост.
На написание икон берется благословение священника.
Для иконной доски мастера тщательно готовили дерево и сушили его несколько лет на солнце. Обрабатывали топором, склеивали, проклеивали костным или рыбьим клеем, просушивали и покрывали особым грунтом,- состоящим из липы и клея. Его наносили в несколько слоев. В древности иконописцы писали темперой (растирали разноцветные камни и глину в порошок смешивали с яичным желтком и хлебным квасом). Когда работа была закончена, покрывали икону олифой – льняным вареным маслом.
 
 Работа с учебником. Рассмотрение икон.
Спас. Икона XVII века
Святая Троица
Иверская икона Божьей матери
Зарайский образ Святителя Николая Чудотворца. Икона XVI века
Иконы находятся в Музее древнерусского искусства им. А. Рублева.
Андрей Рублев – величайший русский иконописец. Был монахом Спасо-Андроникова монастыря, здесь скончался и похоронен.
.
Ребята мы с вами живем на древней Псковской земле. Здесь тоже сложилась самобытная школа иконописи. Псковские живописцы использовали преимущественно краски местного происхождения, а так же желтый пергамент, иллюстрирующий золото. Этот пергамент, смешиваясь с другими красками придавал им яркость и блеск, что делало псковскую икону поистине уникальной. Псковским иконам присущи особая одухотворенность и строгость ликов.
Одной из самых значительных икон раннего периода псковской иконописи являются «Илья – пророк в пустыне», которая происходит из села Выбуты. В этой иконе псковские черты приобретают уже достаточную ясность.
В Книге Царств рассказывается, что пророк Илья остался один среди своего народа. Его преследуют, стараются убить. Он глубоко скорбит, видя, что его народ впал в нечестие и забыл Бога. И вот Илья просит себе у Бога смерти, потому что жить ему теперь незачем. Он сидит и слушает «глас Бога». Все в нем указывает на ожидание и внутреннюю сосредоточенность. Легким движением руки он откидывает прядь волос с тем, чтобы лучше расслышать этот таинственный «глас». На полях иконы – житийные клейма (эпизоды жизни Ильи).
Я не случайно остановилась подробнее на этой иконе. Мы с вами живем в д. Ильинское.
Первым зданием нашего села была церковь, построенная в 1772 году. Она была построена в честь Ильи-пророка оттуда и название села – Ильинское. Церковь была деревянная, обитая тесом. Фундамент сложен из гранитных камней.
 
 
 
 
 
 
Церковь эта сгорела в 1979 году. Но еще сохранился дом, рядом с тем местом, где была церковь. В этом доме жил священник со своей семьей.
 
 
 
Сейчас в нашей деревне нет церкви. Жители вынуждены ходить в церковь в д. Велье.
О храмах поговорим не следующем уроке.
V Подведение итогов
- какие новые слова прозвучали на уроке?
- что нового узнали?
VI Домашнее задание
1.     Выучить новые имена и названия
2.     Нарисовать рисунки на тему «Вот моя деревня»